IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Турки-месхетинцы, история, факты, очерки, события
Арко
сообщение 7.4.2009, 16:29
Сообщение #1


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300





ТУРКИ - МЕСХЕТИНЦЫ.

ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ, тюрк (самоназвание; распространены также названия турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетинцы, кавказские турки), народ, живущий в Казахстане (около 90 тыс. человек), Азербайджане (около 70 тыс. человек), России (от 50 до 70 тыс.), Киргизии (около 30 тыс.), Узбекистане (около 15 тыс.), Украине (около 7 тыс.); общая численность на территории бывшего СССР - 260-280 тыс. человек (оценка). Говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Верующие - мусульмане-сунниты.
В этногенезе Турков-месхетинцев участвовали два основных компонента: грузинское племя месхов и тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в 11 веке. Район Месхетского хребта сделался пограничной областью, разделявшей сферу влияния грузинских царей и турецких султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов в 13 веке и походом Тимура в 1395, увеличили численность тюркских элементов в пограничных юго-западных районах Грузии и особенно в Месхетии (относительно слабее защищённой от вторжения с юга), что облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её населения. С вхождением в 1555 в состав Османской империи территория Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия турецкого этноса. Ассимиляция турками коренного населения происходила по религиозному и языковому направлениям. Переход в ислам всячески поощрялся; в Османской империи в местностях со смешанным населением разговорный турецкий язык становился языком межнационального общения. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии - турки-месхетинцы).
Ко времени присоединения Ахалцихского региона в составе Грузии к России (в 1829) мусульмане-месхетинцы составляли меньшинство населения этого региона; на протяжении 19 века и 1-й трети 20 века их доля постепенно возрастала от 1/3 до 2/5. Ко 2-й половине 19 века для месхов-мусульман турецкий язык был уже родным, став языком общения в семье. К концу 1930-х годов у месхетинских мусульман имелся общий этноним "турки-месхетинцы"; местные месхи (православные с 19 века) называли их "турками". В 1928 - 37 Турки-месхетинцы подверглись репрессиям. С началом Великой Отечественной войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население (более 40 тыс. человек, 26 тыс. из них погибли). В 1944 Турки-месхетинцы были принудительно выселены из южных и юго-западных пограничных районов (Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского, Ахалкалакского и Богдановского) в Среднюю Азию и Казахстан. Всего было депортировано 115,5 тыс. человек, из них около 17 тыс. погибли в пути. Депортированные Турки-месхетинцы были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии как "специальные переселенцы". В 1956 с Турков-месхетинцев были сняты ограничения по специальному поселению, часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа. С конца 1950-х годов среди Турков-месхетинцев нарастало движение за возвращение в Месхетию. После ферганских событий 1989, когда Турки-месхетинцы Ферганской области Узбекистана стали жертвами межнационального конфликта, более 16 тыс. человек было эвакуировано в среднюю полосу России, в течение полутора лет более 90 тыс. человек переселились в Азербайджан, на Северный Кавказ, Казахстан, Украину.
Современная материальная культура Турков-месхетинцев, некогда очень близкая к турецкой и грузинской, имеет среднеазиатский колорит. Основными чертами бытовой культуры и семейной обрядности Турки-месхетинцы близки к туркам Малой Азии, азербайджанцам и грузинам. После депортации 1944 испытали сильное влияние урбанистической "общесоветской" культуры.
По данным Переписи населения 2002 года численность турков-месхетинцев,
проживающих на территории России, составляет три тысячи человек.


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
4 страниц V   1 2 3 > »   
Start new topic
Ответов (1 - 19)
Арко
сообщение 7.4.2009, 16:33
Сообщение #2


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Центр г. Ахалцихе и вид с центра города на крепость.


Ахалцихская крепость. Вид не большой части мечети.


Ахалцихская крепость. Вид мечети c боку.


Ахалцихская крепость. Вид мечети со входа.


Ахалцихская крепость. Внутреннй вид купола мечети.


Ахалцихская крепость. Внутреннй вид стен мечети.


Ахалцихская крепость. Общий вид медресе и двор за мечетью.


Ахалцихская крепость. Общий вид медресе.


Ахалцихская крепость. Медресе.


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 16:35
Сообщение #3


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Грузины Адигенского района категорически против возвращения турок-месхетинцев.

11 июля парламент Грузии принял закон «О репатриации лиц, насильственно изгнанных бывшим Советским Союзом из Грузии в 40-х годах 20-го века». Отмеченный документ больше известен как закон о возвращении турок-месхетинцев, поскольку это было, в основном, требованием турок-месхетинцев – обеспечить их возвращение на те территории, откуда их изгнали, то есть в регион Самцхе-Джавахк. До изгнания в 1944 году основная масса турок-месхетинцев проживала в Адигенском районе региона Самцхе-Джавахк. Здесь находилось около 30-ти их деревень. После принятия парламентом Грузии вышеуказанного закона делегации турок-месхетинцев, в основном из Азербайджана, стали посещать регион. В ходе беседы турки-месхетинцы, прибывшие в Адиген, отмечают, что цель подобных визитов – не только посетить родину своих предков, но также выбрать соответствующее место для своего будущего проживания.

Недавно члены прибывшей в Адиген группы турок-месхетинцев, состоящей из 15 человек, еще раз подтвердили, что хотят вернуться именно в те общины, откуда в свое время уехали. «Богатые семьи, у которых хорошие дома и земли, переселяться в Грузию не желают. Однако там, где живем мы, очень жарко, у нас проблемы с водой, и поэтому мы предпочитаем переселиться сюда», - заявляет представитель турок-месхетинцев Джавад Халидов. Однако турки-месхетинцы прекрасно понимают, что для переселения в этот регион необходимо «согласие властей Грузии» и «много денег». При этом закон о репатриации обеспечивает турок-месхетинцев только статусом насильственно выселенных лиц и не предусматривает предоставления какой-либо финансовой помощи со стороны грузинского государства. В селе Дерцел (Дерцели) Адигенского района сохранился дедовский дом Джавада Халидова: «Когда вернусь, зайду и буду в нем жить. Если не в Дерцеле, то негде больше я жить не буду».

Сейчас Адигенский район состоит из двух поселков и 55 сельских общин. Старожилами здесь являются лишь жители сел Удэ и Арали, а грузинское население других сел – это переселенцы, которые приехали сюда после 1944 года из Имеретии и Аджарии и заняли села и дома, принадлежавшие туркам-месхетинцам. Понятно, что большинство из них выступают категорически против возвращения турок-месхетинцев.

Если грузин и татар (так в этих местах называют турок-месхетинцев) столкнуть друг с другом, то будет большой переполох. Когда это мы были друзьями, чтобы сейчас дружить?», - спрашивает жительница села Вархан Тамара Минадзе. 70-летняя женщина надеется на сплоченность жителей деревни: «Всей деревней встанем и не впустим ни одного татарина». Житель села Боладжур Котэ Багадзе также не считает так называемых турок-месхетинцев грузинами: «Грузинский ген еле упорядочился, восстановлен грузинский облик, и мы не дадим этим нелюдям посредством переселения смешать нашу кровь».

В селе Занав Адигенского района в настоящее время проживает 84 семьи. 90% населения – переселенцы, прибывшие в 1950-х годах из Аджарии, которые по сей день исповедуют ислам. «Этой земли даже нам не хватает. В любом случае, мы не примем татар. Будем бороться не на жизнь, а на смерть, все село встанет единым фронтом. Лучше им держаться от нас подальше», - говорит житель села Занав Тамаз Хозреванидзе. В 1990-х годах жители села восстановили старую мечеть, где каждую пятницу, в два часа, мулла совершает намаз. Несмотря на общность веры, занавцы также категорически против возвращения турок-месхетинцев.


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 16:39
Сообщение #4


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



МИТИНГ МЕСТНОГО АХАЛЦИХСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
ПРОТИВ ВОЗВРАЩЕНИЯ ТУРКОВ-МЕСХЕТИНЦЕВ
.



г. Ахалцихе. Крепость. Территория медресе. Май 2007 года.


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 16:42
Сообщение #5


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



НЕУЛОВИМАЯ «БРИГАДА»

Пока войну ждут в Южной Осетии и Абхазии,
она уже начинается в самой Грузии.

от: 13.06.2006г.
Обычный русский человек знает мало конкретного о жизни в Грузии. Митинги оппозиции против Саакашвили, вывод российских военных баз – и все, пожалуй. Вино и «Боржоми» не в счет. «За кадром» в российских СМИ и вне зоны внимания Госдумы России остается активная работа руководства и спецслужб Грузии по организации смуты внутри собственной страны...

Как сообщили многие информагентства, в середине мая в населенной преимущественно армянами грузинской провинции Самцхе-Джавахети появились листовки, подписанные «Бригадой освобождения Ахалцихе». В них говорилось: «Пришло время расплаты за наши унижения. Помните 1915 год. Геворгян сдох – следующий Растакян» (Геворгян – фамилия армянского юноши, убитого неизвестными в марте этого года в грузинском городе Цалка, а Растакян – искаженная фамилия лидера джавахетийских армян Давида Рстакяна). Почти одновременно в городе Ахалцихе неизвестные лица нарисовали на стенах армянской святыни – церкви Сурб Ншан – большие полумесяцы. По мнению местных армян, эти события тесно связаны между собой. И это не первые инциденты, в которых «засветилась» «Бригада освобождения Ахалцихе». Представитель совета общественных организаций Самцхе-Джавахети Хачатур Степанян сообщил агентству «Регнум», что подписанные «Бригадой» антиармянские листовки распространялись в регионе и в октябре 2005 года. По его словам, тогда представитель Службы национальной безопасности Грузии в Ахалкалаки пообещал в кратчайшие сроки выяснить, кто угрожает населению, но до сегодняшнего дня ничего не сделано.

Как сообщило армянское информагентство «Панармениан», в декабре прошлого года в его адрес поступили фотографии и видеофайл с «последним предупреждением» «Бригады освобождения Ахалцихе».

В коротком фильме четверо вооруженных «бригадиров» на фоне турецкого флага зачитали ультиматум к армянам и русским, требуя от них немедленно убираться из Ахалциха и угрожая расправами тем, кто посмеет остаться.

В обращении говорилось: «Кто встанет на нашем пути – умрет. Мы не потерпим здесь даже упоминания о вас. Скоро земля Ахалцихе опять станет нашей. Русские вам не помогут. Их часы на нашей земле тоже сочтены. Уйти – жить, остаться – умереть». После прочтения своих требований, боевики «Бригады» с криками «Аллах акбар», стреляя в воздух, сожгли флаги Армении, России и США. Комментируя появление последних листовок, Давид Рстакян, указанный в качестве следующей потенциальной жертвы «Бригады», заявил «Регнуму», что «если министр внутренних дел и национальной безопасности в связи с выводом российской военной базы из Ахалкалаки заявляет о своей уверенности в том, что ситуация в Джавахети под его контролем, то он обязан выявить тех, кто распространяет листовки».

Действия властей вызывают возмущение представителей и других нацменьшинств Грузии. В частности, президент Национальной ассамблеи азербайджанцев Грузии (НААГ) Дашгын Гюльмамедов заявил, что листовки – это диверсионный акт департамента контрразведки МВД Грузии, преследующий цель разжечь антитурецкие настроения среди армян Джавахетии. По его мнению, такие действия грузинских спецслужб служат формированию среди армян Грузии устойчивого мнения о том, что если турки-месхетинцы вернутся в Самцхе-Джавахети, то на жителей этого региона начнется прямое давление со стороны Турции. Гюльмамедов заявил: «Нам известно, что среди турок-месхетинцев, нашедших временное пристанище в Азербайджане, в последнее время распространяются слухи о том, что по возвращении в Грузию они подвергнутся травле со стороны армян. Сопоставляя эти два факта, становится ясно, что департамент контрразведки МВД Грузии ведет грязную игру, всячески разжигая национальную рознь между армянами и турками-месхетинцами». «Что же касается так называемой «Бригады освобождения Ахалцихе», -сказал президент НААГ, – это выдуманная оперативная легенда указанного ведомства Грузии, проводящего диверсии против своих граждан».

Тем временем проправительственное издание «Грузия он-лайн» в срочном порядке попыталось спасти репутацию МВД, сообщив со ссылкой на главу этого ведомства Вано Мерабишвили, что лидер НААГ Гюльмамедов давно и тесно связан с экс-шефом грузинской госбезопасности Игорем Гиоргадзе. Топорно, конечно, но других аргументов просто нет. Правда, даже с этой точки зрения становятся понятными действия, целью которых является акцентирование внимания на межнациональных вопросах с возможной последующей эскалацией напряженности в многонациональной Грузии.

Как пишет популярная в регионе газета «Северный Кавказ», то, что сейчас происходит в Грузии – это часть нереализованной программы Звиада Гамсахурдиа «Грузия для грузин», которую продолжает выполнять и нынешнее правительство. Ее цель – очистить Борчалы (Квемо-Картли) и другие регионы страны не только от армян, но и от азербайджанцев как нежеланной нации. В отличие от официальных грузинских и армянских властей (а также российской Госдумы), происходящему в Джавахетии уже дала оценку неправительственная Международная общественная организация по содействию программам по борьбе с международным терроризмом «ВАН». В ее заявлении сказано: «Во внутренней политике руководство Грузии врагом обозначило армян и прибегло к практике нарастающего геноцида. Самым грязным его проявлением стало покровительство группам мусульманских террористов, например, «Бригадам освобождения Ахалцихе», под турецким флагом объявившим своей целью уничтожение армян и русских, которые рискнут остаться жить в Грузии».

...И грузинская власть, и международные правозащитники не отрицают проблем нацменьшинств в Грузии. Но дальше констатации факта дело не идет. И когда пытаешься разобраться в разных версиях действий, обостряющих обстановку в регионах проживания нацменьшинств Грузии, следует помнить древнее правило: «Ищи того, кому это выгодно».

В самой Грузии, а также Армении (не говоря про Джавахетию) почти ни для кого уже не секрет, что за «Бригадой» (неуловимой, потому что ее никто не ловит) стоят высшие чины руководства страны – президент Михаил Саакашвили и его «серые кардиналы» – министр обороны Ираклий Окруашвили, глава МВД Вано Мерабишвили, которые намерены ввести в Джавахетию иностранные войска для обеспечения безопасности нефтепровода «Баку – Тбилиси – Джейхан».

Кроме того, постоянная напряженность в Джавахетии позволяет вождям «революции роз» уклониться от выполнения обязательств перед Советом Европы по переселению в Грузию турок-месхетинцев. Да и циркулирующая среди кавказских политологов версия о планах Саакашвили-Окруашвили – Мерабишвили скомпрометировать российские структуры, поставляющие газ в Армению, и разрекламировать проект Транскаспийского газопровода представляется в такой ситуации вполне реальной. Ряд политиков и общественных деятелей Грузии не исключают, что в этих целях министерством обороны Грузии рассматривается возможность использовать боевиков «Бригады» для организации диверсий на трассе газопровода из России. Косвенно такую версию подтверждает все тот же антитеррористический «ВАН». В его официальном заявлении сказано: «Учитывая старые, начавшиеся с Панкиси теплые отношения грузинского руководства с группировками международного терроризма, надежду на хорошую вероятность «отбора», а попросту – воровства энергоносителей из трубопровода Баку-Джейхан и очевидный политический «навар», вполне можно предположить поощрение грузинским руководством одной из опекаемых групп международного терроризма на террористический акт на трубопроводе, благо убраться на грузинскую территорию с места диверсии довольно просто».

Как будут дальше развиваться события, пока никто не берегся предсказать. Но поскольку грузинские власти синхронизируют давление на армянскую и азербайджанскую общины, конфликты с абхазами и осетинами не стали для них уроком вежливости. И в этой связи остается только один вопрос: когда на то, что происходит в Грузии, обратит внимание некая страна, считающая себя единственным оплотом свободы в мире и очень любящая «нести демократию в массы»? И что еще должна сделать «Бригада», чтобы попасть в черный список террористических организаций, составляемый Госдепом США?


Сергей РОЩИН.
Северный Кавказ (Нальчик), 31.05.2006г.


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 16:46
Сообщение #6


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Грузины окончательно "легли" под турок.

Саакашвили: Грузия выступает за вступление Турции в Евросоюз.
Михаил Саакашвили заявил в Стамбуле на саммите Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), что Грузия выступает за вступление Турции в Евросоюз. «Это так же важно для Европы, как и для Турции», — подчеркнул он.
Саакашвили, кроме того, сообщил, что Грузия гордится своим членством в ОЧЭС. Он пояснил: возможности этой организации обширны; проекты, над которыми работает ОЧЭС, глобальны, и имеют большое значение в мировой геополитике. В частности, речь идет о строительстве кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря и о проекте строительства новой трансазиатской железной дороги.
Напомним, в своем выступлении на саммите ОЧЭС Саакашвили также сообщил, что Черноморский регион является неотъемлемой частью Европы, и развивающиеся здесь процессы очень важны для ее целостности.
«Нарушение целостности границ наших государств будет разрушительным для стабильности Европы», — сказал он. В контексте конфликта Грузии с Южной Осетией Саакашвили сообщил: «Это маленький регион, в отношении которого мы уже приблизились к урегулированию вопроса. Мы предлагаем гражданам осетинской национальности все, о чем они когда-либо мечтали».

Возвращение турков-месхетинцев в Грузию создаст новый очаг напряженности.
Парламент Грузии в первом чтении принял проект закона «О репатриации лиц, насильственно переселенных Советской властью из Грузии в 40-х годах XX века». Речь идет о турках-месхетинцах (их еще называют месхами-мусульманами), вывезенных в 1944 году из приграничных с Турцией районов Грузии в Среднюю Азию.
Поводом для насильственного переселения послужила вероятная «лояльность» турков-месхетинцев к Германии и ее союзнику – Турции. В 1990-х годах возвращение народа стало одним из условий приема Грузии в Совет Европы (СЕ). Руководство страны обязалось выполнить его к 2011 году. В противном случае Грузию могут даже исключить из СЕ.
Сегодня в грузинском обществе действия согласившегося с условием СЕ экс-президента Эдуарда Шеварднадзе сравнивают с попыткой тяжелоатлета поднять заказанный, но заведомо непосильный вес. Обсуждение вопроса в парламенте получилось эмоциональным и скандальным. Тем не менее законопроект первое чтение прошел: за него проголосовали 134 депутата при 14 против. Но считать это окончательным успехом парламентского большинства рано. Дело в том, что проблема репатриации турков-месхетинцев может расколоть общество. Ведь речь идет о возвращении целого народа в Грузию, у которой нет пустующих территорий. К тому же граничащий с Турцией регион Самцхе-Джавахети, откуда в 1944 году менее чем за сутки из почти 200 сел выселили турков-месхетинцев, еще при Сталине был заселен аджарцами из горных районов автономии. Там же издавна живут около 150 тысяч армян. Все это, считают эксперты, может вылиться в новый очаг напряженности. На этот раз с межрелигиозным оттенком. Потому даже лояльная часть общественности выступает против компактного заселения репатриантами любого района страны.
Депутат парламента Грузии, один из лидеров армянской общины Ван Байбурт говорит, что возвращения изгнанников в Джавахети не будет, а стало быть об этническом противостоянии говорить не стоит. «Из населенного преимущественно армянами Ахалкалакского и Ниноцминдского районов Самцхе-Джавахети в 1944 году было выселено 50 семей. Они не были турками-месхетинцами, а в основном – таракаманами! Сами турки-месхетинцы под родными подразумевают Аспиндский, Адигенский и Ахалцихский районы региона. Но они согласны жить в других районах Грузии», – заявил Байбурт. По словам депутата, противники законопроекта передергивают: в документе говорится, что правительство само будет предлагать места поселений в Кахети – на востоке и юго-востоке, в Имерети и Гурии – западе и северо-западе Грузии. Кроме этого власти не берут обязательств ни по обеспечению жилплощадью, ни по выделению особого надела земли, и, более того, не исключено, что у желающих въехать в Грузию будет требоваться доказательство способности обеспечить проживание без помощи. «Я считаю, что реально на ПМЖ могут приехать не более 1000 семей», – предположил Ван Байбурт и сообщил, что, по его данным, не дожидаясь закона о репатриации, в Грузию в последние 10 лет вернулось около 100 семей – 20 семей осело в городке Самтредиа на западе страны, остальные – в Аспиндском и Адигенском районах.
Тем не менее противники законопроекта утверждают, что у властей нет прогнозов последствий возвращения турков-месхетинцев. «Наш демарш вызван двумя причинами, – заявил «Независимой газете» представитель покинувшей в знак протеста заседание парламента Консервативной партии Каха Кукава. – Во-первых, лоббисты законопроекта передергивают факты, называя переселенных месхами-мусульманами, грузинами, принявшими мусульманство. Эти люди не являются местной этнической группой – прошло не так уж много времени, чтобы они забыли язык, веру и историю». Вторая причина, по словам депутата, в том, что в Грузии нет четкого иммиграционного закона, в котором были бы прописаны миграционные квоты, места будущих заселений пришлых групп, механизм фильтрации лояльных к Грузии людей и т.д. «Принятие законопроекта в нынешнем виде приведет к демографическому дисбалансу – ведь предлагается в трехмиллионную Грузию компактно вселить несколько тысяч турков-месхетинцев», – сказал Кукав. Еще резче оценивает документ лидер Консервативной партии Звиад Дзидзигури – «сепаратистская мина замедленного действия». «Оппозиция будет добиваться вынесения вопроса о репатриации турков-месхетинцев на общенациональный референдум. Власти волнуют только 100 миллионов евро, выделенные под проект репатриации Советом Европы, а не историческая справедливость», – считает Дзидзигури.
На серьезность ситуации обращает внимание и экс-госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава: «Отношение в обществе к проблеме, мягко говоря, противоречивое. С учетом условий получения гражданства Грузии, в частности теста на знание языка, истории, Конституции, реально можно ожидать 25–30 тысяч репатриантов. Для Грузии и такое количество проблема».
В Международном обществе турков-месхетинцев «Ватан» зарегистрировано около 300 тыс. человек. Почти 100 тыс. человек находится на Северном Кавказе, в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях РФ, примерно столько же – в Казахстане, около 80 тыс. – в Азербайджане, ориентировочно 20 тыс. подали заявки на эмиграцию в США, а 5 тыс. уже эмигрировали, не больше 1 тыс. турков-месхетинцев вернулись в Грузию.


«Независимая газета» 26.06.2007г.


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 16:48
Сообщение #7


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Ибрагим Бурханов: В нашем народе очень сильна толерантность.

Представляем интервью председателя азербайджанского общества турок-месхетинцев «Ватан» Ибрагима Бурханова азербайджанскому агентству 1news.az (03.10.2007г.). Кстати, употребляемое в интервью название Ахыска относится к Самцхе-Джавахкскому региону и конкретно к Ахалцихе.

После принятия в Грузии закона о репатриации турок-месхетинцев в места исконного расселения логично ожидать и активизации процесса возвращения народа. При этом нелишне будет напомнить и недавние переговоры, проведенные президентом Всемирного общества турков ахыска Сулейманом Барбакадзе в Тбилиси, Баку и Москве. Последние события дают основание надеяться на то, что возвращение турок-месхетинцев (турок Ахыска) на родные земли уже не за горами.

Какие шаги предпринимаются в последнее время для возвращения турок-месхетинцев?

Работа в этом направлении идет высокими темпами. Мы уже начали создание Фонда возвращения и развития.

А какова реакция правительства Грузии?

Самая позитивная. В организации фонда активно участвуют грузины, поскольку целью фонда станет реализация принятого парламентом Грузии закона о возвращении турок-месхетинцев на историческую родину. К тому же мы строим нашу работу всецело в рамках этого закона и в целом защиты государственных интересов Грузии. В этом контексте мы решили провести в Тбилиси международную конференцию. Хотя мы проводим различные встречи и консультации и вне конференции. Мы хотим, чтобы наш новый фонд работал, в противном случае возвращение тысяч людей в родные места может сильно затрудниться.

То есть фонд будет оказывать помощь материально нуждающимся туркам-месхетинцам, не так ли?

Совершенно верно. Сегодня порядка 90% турок не имеют материальной возможности вернуться на историческую родину и купить себе жилье, а значит, помощь возвращающимся неизбежна. Фонд мог бы помогать не только с покупкой готового жилья, но и в строительстве нового на пустых участках.

Много ли в этих местах пустующих домов?

В настоящее время там 82 села совершенно пустуют. Плюс в самой Ахыске большинство домов продаются, а после принятия закона этот процесс принял еще более широкие масштабы. Жители сами подходят к приезжающим туркам и изъявляют желание продать свои дома. И понять их, в общем, нетрудно, поскольку они или их предки в свое время также были насильственно переселены в эти места, а теперь стремятся в определенном смысле помочь торжеству справедливости. Должен сказать, что сторонников справедливости в этом вопросе среди грузин много, находятся даже такие, кто просто дарит свои дома туркам. Все это возможно в обстановке согласия.

А вы лично наведывались на земли предков?

Я уже купил дом моего деда. В нем живет армянская семья, с которой мы очень быстро договорились. Глава семьи сказал, что в любой момент готов продать дом, поскольку у него есть другой, в райцентре. Но речь идет не об индивидуальном мероприятии – мы должны вернуться в Ахыску все вместе, и будем делать для этого все, что в наших силах.

А как думаете улаживать дело, если кто-то из живущих в ваших домах грузин или армян не захочет продавать их?

Конечно, среди тех, кто в свое время был поселен в Ахыске, есть такие, кто беден или им некуда идти. Мы далеки от мысли насильственно выселять их. Напротив, мы обращаемся к ним с призывом остаться и вместе с нами строить новую Ахыску. За минувшие 60 лет мы постоянно жили среди других народов и накопили большой опыт общения. В нашем народе очень сильна толерантность, умение достигать взаимопонимания. Мы никого не сгоняем с насиженных мест, и всех едущих туда турок наставляем, чтобы никаких конфликтов не затевали, чтобы сохраняли выдержку в любой ситуации, даже если на первых порах кто-то будет оскорблять их. Главное – осесть на родной земле. Когда порядка ста тысяч наших поселятся там, тогда уже можно будет сказать, что Ахыска – наша земля, тогда мы сможем самоутвердиться. А вступать в конфликты, поддаваться на провокации – это только повредит нам.


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 16:54
Сообщение #8


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



СПИСОК НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ
КОТОРЫЕ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ "ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ"
ПУБЛИКУЮТ И НАМАРЕВАЮТСЯ ВЕРНУТЬСЯ
.



AhiskaTURK Kovlyarimiz: - АХАЛЦИХСКИЙ РАЙОН.
AHISKA - Ахалцихе.
Ab - Аби.
Abathev - Абатхеви.
Ahaldaba - Ахалдаба.
An - Ани.
Anda - Анда.
Andriyazimda - Андриацминда.
Arcan - Аркан.
Argul - Аргул.
Azgur - Ацкури.
Boga - Бога.
Bulorza -
Büyük Agara - Бюик Агана.
Cağısman -
Çala - Чала.
Çaral -
Çarem -
Cecerek - Чечерек.
Çohda -
Çorço -
Çunta - Цунда.
Elyazimda - Элиацминда.
Garatuban -
Goroma -
Görgizimda - Гиоргицминда.
Grel - Хрел.
Gurgal -
Hag - Хак.
Hevut -
Hıriyan -
İmlita - Ивлита.
İncgola -
Kantiyet -
Kisatip - Кисатип.
Kobaze -
Koltahev -
Koncga -
Küçük Agara - Кюсик Агана.
Mikelzimda - Микелцминда.
Minaze - Минадза.
Mugaret - Мугарет.
Odunda -
Okera -
Oral - Орал.
Orpola - Орпола.
Orsep -
Persa - Перса.
Sagul -
Sakunet - Сакунети.
Shaltbila - Цхалтбила.
Shaltuba -
Shorza -
Siniban - Цинубани.
Sinis - Цниси.
Siriyoh -
Sohtev -
Suhlis - Сухлис.
Sür -
Şurdo -
Talatuban -
Tatanis - Татаниси.
Tekrut -
Temlala - Тхемлана.
Tısel - Тисели
Tibet - Тибет
Tiribo -
Toba - Тоба.
Uravel - Уравели.
Vale - Вале.
Vaşlova -
Yengiköv -
Zeyiban -
Zigila - Зикилия.
Zilan - Зилар.
Zir - Цира.

ADİGÖN - АДИГЕНСКИЙ РАЙОН.
Abastuban - Абастумани
Adigön - Адигени.
Aral - Арали.
Arzne - Арзни.
Aşağı Entel -
Aşağı Shis -
Avher -
Balacur - Баладжур.
Beynara - Бенара.
Büyük Sımada -
Cihnaskaro -
Cikil -
Curgota -
Çeçla -
Çela -
Dersel -
Entel - Энтэл
Garatuban -
Goderz -
Gomaro - Гомаро.
Gorgan -
Gorgul - Горгул.
Gortuban -
Gukunaur -
Harcam -
Hero -
Heveşen -
Hona - Хони.
Huro -
İcaret -
Kaharet -
Kakvi -
Katsaral - Кацарал.
Kehvan -
Kikibo -
Kikinet - Кикинети.
Kordze -
Kortoh -
Küçük Sımada -
Lelovan -
Malase -
Mohe -
Nakurdev -
Namindur -
Opiyet -
Orgoşan -
Osiyet -
Pareha - Пареха.
Pulate -
Rabat - Рабат.
Sabuzar -
Sakraze -
Samgur - Самгур.
Samhre -
Sarbastuban -
Sayirma - Саирме.
Sıhisuban -
Sire -
Soga - Сога.
Şolaver -
Teynis -
Tsahan -
Tutacvar -
Ude - Уде.
Untsa - Унца.
Uthisuban -
Varhan - Вархан.
Yukarı Entel -
Yukarı Shis -
Zanav - Зенави.
Zarama -
Zazali - Зазали.
Zeduban - Зедубани.

ASPİNZA - АСПИНДСКИЙ РАЙОН.
Aspinza - Аспиндза.
Agara - Агана.
Ahaşen -
Ahçiya -
Alandza -
Alecuva -
Ardah -
Askeriya -
Aşağı Oşora -
Atskvit -
Azgüda -
Bazarhana -
Buzmaret -
Colda -
Çobaret - Джобарети.
Damala - Дамала.
Danet -
Erkota -
Gabet -
Gamze - Гамза.
Gilde -
Gobiyet -
Gurbağaoğli -
Havet -
Hırtız -
Hizabara - Хизабавра.
İdumala - Идумала
İndusa -
Karzamet -
Kelsuda -
Kokiya - Кокиа.
Koyundere -
Kuna -
Kvarşa -
Lebis -
Merkistan -
Mılaşe -
Nakaleköv -
Niyala - Ниала.
Ongora -
Ota - Ота.
Panaket -
Persihe - Персиа.
Piya -
Roget - Рогет.
Rustav - Рустави.
Sahudabel -
Sarı - Сари.
Şaluşet -
Taşlıkışla -
Tezeköv -
Tmogvi - Тмогви.
Tolerta -
Toloş - Толош.
Toras - Торос.
Tsunda - Цунда.
Tümük -
Van - Ван.
Varhan - Вархан.
Varnet - Варнет.
Varziya - Вардзия.
Vertas - Вертас.
Yukarı Oşora
Zeldo - Зелдо.
Zurzel -
Zvel - Дзвели.

AHILKELEK - АХАЛКАЛАКСКИЙ РАЙОН.
Ahılkelek - Ахалкалак.
Ablah -
Apniya -
Azman -
Baralet - Баралет.
Bathana -
Dabana - Дабана.
Damgalı -
Davniya -
Edinca -
Gilda - Джилда.
Hançalı -
Havet -
Humris - Умрис.
Kahaşen -
Karsep - Карсеп.
Karta -
Koteliya - Котелия.
Miraşhan -
Murakval -
Murcahet -
Okam - Окам.
Oruçalar - Орукалар.
Tshrut - Тшрут.
Varevan - Вераван.


Ссылка: http://www.ahiskalilar.org/ahiskadakoylerimiz.htm
материал подготовили и перевели - "Ар&Ко".


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 16:59
Сообщение #9


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



ПРОБЛЕМА ТУРОК-МЕСХЕТИНЦЕВ.

(Грузинский взгляд).

В грузинской прессе участились статьи о проблеме турок-месхетинцев. Статьи очень противоречивые, и чувствуется, что грузинам хочется согласно старой пословице «и рыбку съесть и на стул сесть». Грузины находятся на перепутье, до конца не понимая, что съедят и на что сядут после возвращения турок-месхетинцев в Грузию. Представляем статью на эту тему, напечатанную в региональном аналитическом журнале Южный Кавказ (сентябрь,2007г.).


«Мы точно так же хотим жить на своей родине, как и вы»
Тамуна Учидзе, Ахалцихе:

11 июля парламент Грузии принял закон «О репатриации лиц, насильственно переселенных из Грузии в 40-ых годах 20-го века».
По приказу Сталина месхетинцы вместе с лазами, ингушами, чеченцами и другими кавказскими народами мусульманского вероисповедования были насильно переселены в Среднюю Азию как «неблагонадежные нации турецкой ориентации». 14 ноября 1944 г. по распоряжению МГБ СССР более 92 тысяч месхетинцев силой погрузили в вагоны...
Они проживали на юге Грузии, в Самцхе-Джавахке. В Адигенском районе мусульмане-месхетинцы жили в 30 селах, довольно плотно они населяли Ахалцихский и Аспиндзский районы, но собственно в Джавахке было только два села с мусульманским населением.
На сегодняшний день в странах СНГ и в Турции проживает от 400 до 450 тысяч месхетинцев. Из всех народов, в свое время депортированных Сталиным, месхетинцы – единственные, кто только сейчас получили возможность вернутся на историческую родину. Все остальные – кто раньше, кто позже – давно уже возвратились в родные места.

В 1999г. Грузия, став членом Совета Европы, обязалась вернуть месхетинцев на историческую родину. По этому обязательству, процесс репатриации должен завершиться к 2012 г.

Довольно большая часть населения Самцхе-Джавахка выступает против этой репатриации. «Турки силой ассимилировали наших предков, силой обращали в ислам. Если они отказывались принимать новую веру, их заставляли таскать стокилограммовые мешки со стройматериалами от деревни Оргори до Ахалцихе. Грузин был вынужден петь на свадьбах турецкие песни», - рассказывает член муниципалитета г. Аспиндза, уроженец села Чобарет Амиран Джваридзе.

В 1944 году из села Удэ Ахалцихского района было выселено 242 человека. Жители этого села до сих пор хорошо помнят все невзгоды, которые были связаны с совместным проживанием с мусульманами-месхетинцами. «Вокруг нас жили сплошь одни татары (так в Грузии часто называют всех мусульман. – Ред.). Нас, грузин, было всего две семьи. Женщина не могла одна выйти из дому, её запросто могли изнасиловать и убить. Мужчин не только постоянно грабили, отбирали провизию, которую они несли семье – они часто возвращались домой без одежды», - вспоминает 80-летний житель села Удэ Петре Агошашвили.
Он полагает, что из-за нынешнего тяжелой социально-экономической ситуации в стране сами мусульмане-месхетинцы вряд ли захотят вернуться в Грузию. «В прошлом году сюда приезжал мой сосед, мусульман-месхетинец, отец 9-ти детей. Я спросил у него, хочет ли он возвратиться в Грузию, и он ответил, что когда они жили в Грузии, отец его работал бригадиром и, несмотря на это, семья голодала. Сейчас, с его точки зрения, ситуация в Грузии не лучше, так зачем им сюда возвращаться?»

Деревню Мусхи Ахалцихского района, по рассказам ее жителей, сжигали четыре раза. После такого тяжелого опыта деревня эта, в которой сегодня насчитывается 300 семьей, единодушно настроена против возвращения месхетинцев. «Их в село никто не впустит. В случае необходимости дело может дойти до физического противодействия», - заявляет житель села Мусхи Теймураз Иванидзе.

А жительница села Чобарет Тамара Гвирджишвили вспоминает о мусульманах-месхетинцах только самое хорошее. «Жить с татарами было для нас делом обычным. Мы с ними часто даже кумовьями были. Моя мать, например, вспоминала, что еще раньше, когда на нас нападали турки, нас часто спасали, прятали в своих домах именно мусульмане-месхетинцы».

По статистике, в Грузии на сегодняшний день проживает около 700 репатриантов, это приблизительно 180 семьей месхетинцев. Из них 18 семей осели в Самцхе-Джавахке, 12 взяли грузинские фамилии.

Мусульманин-месхетинец Мамука Хуцишвили уже десять лет как живет с семьей в Ахалцихе, младший его сын Давид родился в Грузии. Бабушку Мамуки в свое время выселили в Среднюю Азию из деревни Цахни Адигенского района. До приезда в Ахалцихе Мамука учился в России, работал в Ставрополе начальником железной станции. «Моральная сторона для меня была гораздо важнее материальной. Я гордился тем, что я сын страны Давида, Шоты, Тамары, а в паспорте у меня, в графе «национальность», было записано «азербайджанец», и я не умел говорить по-грузински. А сегодня я гражданин Грузии, мои дети ходят в грузинскую школу, учат там историю Грузии и блестяще говорят по-грузински», - говорит Мамука Хуцишвили. По его словам, «всякие жуткие истории о месхетинцах» не соответствуют действительности. «Все это пережитки советского времени, пропагандистской идеологии тогдашней госбезопасности. Я лично не хочу, чтобы Совет Европы призывал мою страну вернуть своих граждан в Грузию, но мы точно так же хотим жить в своей стране, как и вы».

Семья мусульманина-месхетинца Анзора Беридзе переехала в Озургети из Азербайджана в 1960 году. Сегодня семья Беридзе проживает в своем родном селе Мугарет Ахалцихского района. По словам невестки Анзора Беридзе, Гулии Харадзе, из-за холодного отношения односельчан у Анзора часто возникало желание бросить всё и вернуться в Азербайджан. «На нас смотрели, как на врагов. Я сперва боялась, как бы они с детьми чего-нибудь ни сделали. В нас бросали камни, называли нас татарами. Со временем, однако, всё изменилось... Теперь про меня в деревне говорят даже так: «Она лучше десяти грузин вместе взятых», - говорит Гулия Харадзе.

Тем не менее, население деревни Мугарет, несмотря на всю свою доброжелательность к семье Беридзе, категорически против возвращения других мусульман-месхетинцев. «Семья Беридзе ничем ни отличается от грузин. Но года три назад, когда один из соседей решил продать свой дом мусульманину-месхетинцу, вся деревня восстала. В этом вопросе мы всегда будем единодушны: татары в деревню не войдут!» - заявляет жительница села Луиза Цикарашвили.

Совершенно иную позицию по этому вопросу занимают соседи семьи мусульман-месхетинцев Мехриевых, проживающих в селе Абастуман Адигенского района. «Мы всегда вместе, и в горе и в радости. Одну воду пьем, один хлеб едим. Живем в дружбе, как полагается соседям. Не думаю, что возвращение других мусульман-месхетинцев может стать проблемой. Некоторые думают, что это будет ужас, что в результате они останутся безо всего – без земли, без хлеба. Только это не так – если мы будем дружить и помогать друг другу, всё будет хорошо» - говорит сосед семьи Мехриевых, Роман Стуруа.

Руководительница неправительственной организации «Толерантность» Цира Месхишвили считает, что принятие закона еще не означает незамедлительного переселения в Грузию мусульман-месхетинцев: людей, мечтавших о Грузии, стремившихся в Грузию, уже нет в живых, а молодые не спешат возвращаться в Грузию из-за тяжелой социальной ситуации. Месхишвили, однако, считает, что «принятие парламентом этого закона – это официальное признание моральной реабилитации. Это значит, что незаконно высланные люди вновь обретут родину».


И в заключение – мнение джавахкских армян.

Норик Карапетян, член организации «Джавахк»: «Народ очень волнуется из-за закона о репатриации. Земли, на которых проживают сегодня армяне, являются их (армян) собственностью. Где же теперь их (месхетинцев) поселить? Где они должны купить себе земли? Согнать теперь местное население с их земель, что ли? Разве армяне виноваты, что 60 лет назад Сталин их выселил из этих мест?».

Давид Рсткян, председатель незарегистрированной партии «Вирк»: «Мусульмане-месхетинцы возвращаются туда, откуда их выселили. Может быть, они сперва согласятся поселиться в других регионах, но со временем они станут возвращаться в Самцхе-Джавахк, поближе к турецкой границе. А земли у нас уже приватизированы. Где же их будут поселять? Мусульмане-месхетинцы жили в двух деревнях Ахалкалакского района, это Килда и Окам. Их насильно выселили с родных мест. Обжиться в этих краях, однако, не было легко ни грузинам, ни армянам. Как человек я сочувствую мусульманам-месхетинцам за то, что они хотят вернуться на родину. Но для их потомков родина же Фергана, младшее же поколение Грузию никогда не видело? Местное население живет в довольно-таки тяжелых социальных условиях. Не понимаю, почему Грузия взяла не себе такое обязательство. Возвращение мусульман-месхетинцев может вызвать большие эксцессы и распри».

Миша Мелкоян, житель Ахалцихе: «Я не знаю ни одного гражданина Грузии, который был бы согласен с возможным возвращением мусульман-месхетинцев. Но если так решил президент, то что может поделать население? Мы и так еле сводим концы с концами из-за тяжелых социальных условий, здесь и так мало земли, где же их собираются поселять? Кроме того, я сильно сомневаюсь, чтоб они помнили грузинские обычаи и обряды. Ну ничего грузинского в них не видно! Удивительно просто, зачем они сюда рвутся?»


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 17:03
Сообщение #10


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Предлагаем в качестве ознакомления просмотреть этот ролик
про турков-месхетинцев, отснятый "Рустави-2"
.



Ссылка: http://www.rustavi2.com/news/video_progs.p...p2=0&ftp3=1


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 17:05
Сообщение #11


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



ВОТ ЧТО ИМЕЮТ В ВИДУ ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ
КОГДА НАЗЫВАЮТ "АХИСКА"
.





--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 17:08
Сообщение #12


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



АРФД призывает не втягивать армян Грузии в решение проблемы турок- месхетинцев.

Директор Центрального офиса по «Ай Дату» и по политическим вопросам Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн Киро Маноян призвал не втягивать армян Джавахка (армянонаселенный регион Грузии) в вопрос возвращения в Грузию турок-месхетинцев. "Если турки-месхетинцы и должны возвратиться в Самце-Джавахетию, то это никак не связано с армянами, так как территории, на которых ранее проживали турки-месхетинцы, сегодня заселены грузинами", - сказал Маноян в понедельник журналистам. По его словам, сама грузинская сторона не желает возвращения турок-месхетинцев, и делает это под давлением, исходя из обязательств перед Советом Европы.

Маноян отметил опасность "туркизации" региона, вызванного не только возвращением турок-месхетинцев, но и наличием нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и планами строительства железной дороги Карс (Турция)-Ахалкалаки (Грузия)-Тбилиси-Баку. Согласно взятым перед Советом Европы обязательствам, руководству страны необходимо решить этот вопрос до конца 2011 года.

Около 300 тысяч так называемых турок-месхетинцев - грузин-мусульман, проживающих в юго-восточном регионе страны Месхетии на границе с Турцией, - в середине 1940-х годов по приказу высшего руководства СССР переселили в Центральную Азию. Советская власть посчитала опасным присутствие грузин, исповедующих ислам, на советско-турецкой границе.
В настоящее время потомки вынужденных переселенцев живут в России, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и Турции.



--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 17:09
Сообщение #13


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Предыстория вопроса турок-месхетинцев (I).

Турки-месхетинцы – народ, депортированный из Месхетского региона Грузии в 1944 году, во время Второй мировой войны. Они стали народом-скитальцем – с тех пор постоянно меняют свое местоположение, а сейчас Грузия, под давлением Парламентской Ассамблеи Совета Европы, должна начать процесс их репатриации назад. Вопрос остается открытым, тем более, что больширнство сел, оставленных ими, были почти сразу же заняты местными жителями, преимущественно, из соседних грузинских сел.

Историческое появление этого народа (скорее, суб-этноса), до сих пор является предметом споров. В Грузии бытует мнение о том, что после того как с конца 16 века регион был завоеван Османской Империей, грузинское население региона подверглось мусульманизации, а затем и постепенной тюркизации – и в результате появился своеобразный протурецкий элемент в грузинской нации, который отделился в основном по политическим мотивам. Турки считают, что население образовалось как, и в остальных регионах Турции, в результате смешения местного и пришлого турецкого населения, причем преимущественно - тюркского. В действительности основой турок-месхетинцев и вправду является местное население, которое к 16 веку состояло из армян и грузин, согласно «Большому дафтару Гюрджистанского вилайета», в основном мусульманизированное в течение последующих двух веков. Однако значительны и турецкие примеси, тем более, что принятие населением мусульманства сняло преграды для вступления в контакт с турками. Турки-месхетинцы продолжали тюркизироваться и в составе Российской Империи – это происходило уже потому, что они к тому времени прошли «точку невозврата». Тюркский язык постепенно вытеснял грузинский из общения. Двуязычие в среде турок-месхетинцев сохранялось до середины 20 века, однако в период между Первой и Второй мировыми войнами тюркский окончательно стал доминирующим.

По переписи, проведенной после присоединения региона к Российской империи, турки-месхетинцы составляли значительную часть населения, но не большинство (около 40%), остальное население составляли преимущественно армяне, также - грузины. После переселения армян из Эрзерума в 1829-1831 году численность армян еще более возросла. Однако высокий прирост населения и отказ от миграции в другие регионы постепенно увеличили долю турок-месхетинцев в регионе до 79.7% в Адигенском районе, 66.2% в Аспиндзском, 51.2% в Ахалцихском по переписи 1939 года.

Опасаясь восстания в тылу, Сталин принял решение о депортации турок-месхетинцев во время Второй мировой войны. И до депортации репрессии по отношению к туркам-месхетинцам носили массовый характер. Турки-месхетинцы имели прочные связи с населением приграничных районов Турции и проявляли эмигрантские настроения, что было совершенно недопустимо для советской власти. Переселение турок-месхетинцев из Грузии произошло в 1944 году – их к тому моменту было около 84 тыс. человек. Новыми странами их заселения стали Узбекистан, Казахстан и Киргизия. Вместе с ними переселили также некоторое количество лазов, хемшилов и курдов, однако лазов вскоре вернули, как грузин. На новых местах проживания турки-месхетинцы стали вступать в контакты с другими тюркскими народностями и, постепенно, окончательно тюркизировались. Их селили в различных областях, хотя и общинами, но и дисперсно, причем со статусом «спец. переселенцы», что исключало для них возможность возвращения назад.

Ограничения были сняты через несколько лет, в 1956 году, однако далеко не все из них решили возвращаться назад – в Грузию практически никто не переехал всилу разных причин, в первую очередь из-за того, что их дома были заняты. Турки-месхетинцы стали селиться на Северном Кавказе. В 1989 году, к моменту постепенного расслоения СССР все существовавшие этнические вопросы стали актуализироваться. Вспышки этнического насилия вылились в погром в Ферганской долине, что вызвало их эвакуацию из Узбекистана в Россию, Азербайджан и Казахстан. Азербайджан не преминул воспользоваться ими как политическим фактором, заселяя в регионы, охваченные Нагорно-Карабахской войной, в частности, в поселок Ходжалу, из которого впоследствии сделали город, многократно увеличив население. На сегодня в Азербайджане живет всего около 70 тыс. турок-месхетинцев, причем практически все из них считают себя субэтносом турок – «ахысха турками».

Грузия под давлением Европы многократно объявляла о том, что готова начать принимать репатриантов, однако никаких реальных шагов в этом направлении не было сделано. Более того, новых жителей встречали обычно недружелюбно и расселяли не там, где они этого ожидали и по возможности дисперсно. В результате, в Грузии проживает лишь около 1000 турок-месхетинцев.

Турция, которую турки-месхетинцы считают своей исторической родиной, также пыталась организовать их массовую иммиграцию, причем преимущественно в восточные районы (историческая Западная Армения), чтобы «разбавить» преимущественно курдское население. Была принята система законов, облегчающих получение гражданства для турок-месхетинцев и другие льготные условия. Однако турки-месхетинцы не так сильно тяготеют к Турции, тем более, их не устраивают условия им предложенные. Поэтому, в результате миграции в Турцию, они стали мигрировать в большие и средние, развитые и относительно развитые города.

В последние годы США также объявляли о готовности принять турок-месхетинцев – в США сейчас живет около 10 тыс. представителей этого народа. Общая же их численность составляет по разным оценкам от 200 до 500 тыс, однако цифра в 230-250 тыс. оценивается нами, как наиболее близкая к реальности. При том, что они проживают в основном в этнически и религиозно родственных им странах – Казахстане, Узбекистане, Турции, Азербайджане, их численность не будет расти, а будет постепенно снижаться вследствие ассимиляции, особенно в Турции и Азербайджане. Ассимиляция в Турции будет безусловной, причем в течение трех поколений они могут перестать существовать даже как субэтнос, в Азербайджане она будет несколько сдерживаться религиозным фактором: турки-месхетинцы – мусульмане-сунниты, а большинство жителей Азербайджана исповедуют ислам шиитского толка. Однако фактор религии, «благодаря» СССР в значительной мере утратил свое значение, что будет упрощать процесс ассимиляции турок-месхетинцев.

Однако вопрос репатриации в Грузию постепенно становится все более актуальным. Об этом во второй части статьи.


http://www.mitq.org/?l=rus&id=13&news=1180


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 17:11
Сообщение #14


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Турки-месхетинцы: состояние вопроса на сегодня (II).
(продолжение).

На сегодня численность турок-месхетинцев составляет около 250 тыс. чел. По разным оценкам, лишь около 15-20% из них считают себя грузинами, остальные осознают себя турками. Наиболее активная из организаций турок-месхетинцев, «Ватан» (родина), придерживается строго протурецкой ориентации, а регион Самцхе называется «Ахыска» (производное от Ахалцихе). За время вынужденной эмиграции турок-месхетинцев различными турецкими службами была проведена обширная работа по окончательной туркизации этого народа, что им в конечной степени удалось. Руководитель организации «Ватан» Ибрагим Бурханов, считает, что наиболее дружественным к их народу оказался Азербайджан, указывая при этом на этно-культурное родство как сближающий фактор.

Сложно сказать, какая часть из турок-месхетинцев захочет вернуться в Грузию, так как сами в Грузию они не переезжают, а лишь ожидают специальной программы, при этом все равно проявляют низкую активность. Несмотря на то, что по одному из исследований, большая часть турок-месхетинцев хотела бы иметь возможность вернуться на родину, вряд ли они согласятся начинать в Грузии все с начала. Фактически никак не контактировала с этим народом и сама официальная и общественная Грузия за все последние 60 лет, считая этот вопрос решенным вдалеке от себя. С другой стороны, турки-месхетинцы остаются гонимым народом, не имеющим постоянного места жительства: в более благополучной России (Краснодарский край), они не застрахованы от агрессивного отношения местного населения. Такая же ситуация и в экономически менее благополучном Узбекистане, где их число ныне составляет около 15 тыс, однако оставшиеся после погромов 1989 года, по всей видимости, довольно хорошо интегрированы и вряд ли в массовых количествах покинут страну. Тем менее вероятно переселение турок-месхетинцев из Казахстана, особенно учитывая их практически нулевую активность. Очень маловероятно переселение из Турции – таким образом остается лишь Азербайджан, в котором живет от 60 до 100 тыс представителей этого народа, часть которых будет готова переехать жить в Грузию, безусловно, рассчитывая на то, что они вернутся, если не в родные села, то хотя бы в родной край; свою роль сыграет, помимо всего прочего, и географическая близость Азербайджана и Грузии.

Под давлением европейских структур, Грузии пришлось идти на некоторые шаги в направлении решения вопроса турок-месхетинцев. Еще в 1999 году правительство взяло на себя обязательство по репатриации турок-месхетинцев. По происшествии 9 лет фактически ничего в этом направлении не сделано, так как переселилось лишь менее тысячи человек и они были заселены в Имеретию, что уменьшило желание репатриироваться у других представителей этого народа.

В 2007 году был принят закон «О репатриации лиц, насильственно переселенных бывшим СССР из Грузинской ССР в 40-х годах XX века» (ознакомиться с его текстом можно по адресу http://www.kavkaz-uzel.ru/docstext/docs/id/1194797.html ). В законе оговорен порядок присвоения статуса репатрианта и возможности репатриации, однако ввиду его сложности и частного характера получения этого статуса (он присваивается по отдельности лицам, представившим соответственные заявления и документацию). Также, правительство Грузии оставило для себя право устанавливать дополнительные требования к рассмотрению вопроса о присвоении статуса репатрианта. Готовность Евросоюза взять на себя все возможные расходы, всвязи с программой репатриации после выделения гранта на 40-50 млн. евро, пока также не сыграла решающей роли. В соответствии с этим законом, желающие репатриироваться турки-месхетинцы должны до 1 января 2009 года предоставить документы в посольства Грузии в странах своего пребывания. Однако число поданных заявлений невелико.

В Грузии вопрос турок-месхетинцев родил множество разногласий в ходе обсуждения вышеуказанного законопроекта летом 2007 года. Большая часть общества и политических элит выступала против его принятия. Часть – активно «за», наиболее активно - госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Основными аргументами «против» были вполне ожидаемые опасения по поводу неготовности Грузии принять такое большое количество ставшего чужим населения. Тем более болезненно это было бы для грузинского общество, которое, кстати, движется в сторону православного фундаментализма. В этот момент переселение большого множества мусульман усилило бы внутреннюю напряженность. Противники репатриации указывали на то, что месхетинцы являются совсем не грузинами, а турками, если не по крови, то по самосознанию. Учитывая наличие в стране 10-12% мусульманского населения с перспективой быстрого удельного роста, некоторые опасения обретали реальную почву. 100 тыс. возможных переселенцев это около 2.5%, вследствие чего процентный и качественный состав мусульманского населения значительно изменится.

Сторонники репатриации говорили о грузинском происхождении турок-месхетинцев и о том, какой большой ошибкой является отказ в праве возвращения «омусульманенным грузинам». В итоге решено было называть их месхетинцами-мусульманами, грузинами-мусульманами или даже просто депортированными месхетинцами (и прочими вариантами комбинации этих слов). Такой этноним Грузия пытается применять и в официальной практике.

Однако если бы их считали грузинами, то общество не выступало бы против так однозначно: различные социологические опросы показывали от 75% до 85% против возвращения. Стали вспоминать и различные этнические конфликты, часто рождающиеся в Грузии. Одним из вариантов решения было расселить их дисперсно, не допуская компактного поселения в каком-либо конкретном регионе. За неимением реальных контр-аргументов, Грузия (как часто случалось и ранее) решила списать проблему на местных армян, заявляя, что именно местное армянское население живет в бывших турко-месхетинских поселениях, - и выступает за ограничение их репатриации. Однако лишь 4-5% покинутых турками-месхетинцами сел занято армянами. Более 2/3 занято грузинами, остальные, в результате пустования, постепенно «сдались природе». В результате численность армян в регионе Самцхе-Джавахк за последний век практически осталась неизменной, а численность грузин выросла в несколько десятков раз.

Армянская же позиция довольно проста – они могут возвращаться, но туда, откуда уехали, а это Самцхе, а не Джавахк (Джавахети), на чем настаивают турецкая и грузинская стороны. Турция является активным сторонником переселения турок-месхетинцев, причем именно в районы прохождения будущей железной дороги Баку-Ахалкалаки-Карс. Таким образом, в Джавахке создадутся анклавы турецкого населения. Учитывая, что это турецкое население будет переселяться из Азербайджана, где оно «прошло» соответствующую «подготовку», конфликт представляется довольно вероятным. Следует отметить отсутствие какой-либо позиции в данном случае со стороны Армении как государства, по соседству с которым может появиться новая этнодемографическая общность, предположительно замыкающая турецкое кольцо.

В октябре фактор турок-месхетинцев стал рычагом в руках России – появились сообщения о том, что Госдума РФ готовит резолюцию, призывающую ПАСЕ надавить на Грузию с целью ускорить процесс переселения турок-месхетинцев. Ожидая массового переселения как фактора хаотизации и дестабилизации внутри Грузии, Россия не рассчитала маловероятность скоротечного прохождения этого процесса. Есть и еще один ньюанс: у России осталось очень мало «своих» турок-месхетинцев, чтобы предложить их для репатриации. Большинство турок-месхетинцев столкнулись с враждебным отношением в Краснодарском крае и были приняты США, таким образом, в России их осталось, по разным оценкам от 2.5 до 5 тысяч.

Вне зависимости от региона их заселения, если даже предположить реальность массового возвращения турок-месхетинцев в Грузию, этот вопрос станет вопросом усложнения межэтнических отношений, а грузинские власти, что довольно вероятно, попытаются решить вопрос за счет армян, создавая спецпоселения для репатриантов в армянонаселенных регионах.


http://www.mitq.org/?l=rus&id=22&news=1193


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 17:13
Сообщение #15


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Аналитический центр «Митк» против турок-месхетинцев.

Представляем заявление (15.12.2008г.) аналитического центра
«Митк» по поводу возвращения в Грузию турок-месхетинцев.

Исторический регион Самцхе-Джавахк-Цалка, который сейчас находится на юридической территории Грузии, своим военно-стратегическим положением и имеющимися проблемами имеет огромное влияние на политическое развитие в Закавказье. Известно также, что до 1944 года в этом регионе жили и в том же году отсюда переселились около 90.000 представителей общины, считающейся «турками-месхетинцами». В постсоветское время и особенно после членства в Европейском Совете (1999г.) Грузия взяла на себя обязательство организовать возвращение в их бывшие места проживания. После их переселения в 1944 году и до сих пор численность турок-месхетинцев резко возросла, дойдя до 400-500 тысяч.

Параллельно со всем этим активизируются те страны, где живет большое число турок-месхетинцев. Систематически с такими инициативами выступают Турция и Азербайджан, в последнее время также Россия и ее южные суверенные республики. Например, с такой инициативой совсем недавно выступила Ингушетия, где была создана межведомственная рабочая группа по вопросам оказания помощи добровольным переселенцам в Грузию из числа 10.000 турок-месхетинцев, проживающих на территории республики.

Мы, представители аналитического центра «Митк» и ряда молодежных и политических общественных организаций, выступаем против насильственного лишения людей их родины, одновременно считаем, что в теперешних условиях недопустимо возвращение в регион Самцхе-Джавахк-Цалка только турок-месхетинцев, так как:

1. Если в 1944 году число турок-месхетинцев было 90.000, то сейчас их число достигло 500.000. Это уже само по себе делает невозможным их размещение в Самцхе-Джавахке-Цалке в техническом и других смыслах;
2. Политика Грузии по грузинизации региона Самцхе-Джавахк-Цалка в эти годы путем искусственного переселения людей несравнимо увеличила грузинский элемент в этом регионе, что также является технической помехой для переселения;
3. Самцхе-Джавахк-Цалка, будучи исторически армянским регионом и сейчас на 70% населенным армянами, сейчас фактически является Арменией, хотя не включена в юридические границы Республики Армения. В условиях наличия армянского фактора в регионе Самцхе-Джавахк-Цалка недопустимо заселение турецко-мусульманской массы. Это приведет к широкомасштабным армяно-турецким столкновениям и возрождению напряженности в Закавказье;
4. Для некоторых стран, особенно для Турции и Азербайджана, турецко-месхетинский фактор в действительности не «вопрос восстановления прав человека», а окончательная мусульманизация Самжхе-Джавахка-Цалки. Этим создается наземная турецко-азербайджанская связь, и вместе с этим РА окончательно будет заблокирована. По большому счету всем этим планируется дать ход тем пантюркистским и туранским программам, осуществление которых, хотя и является постоянным вопросом повестки дня, до сих пор не произошло.

Исходя из всего этого:

1. Призываем власти Грузии прийти в себя и осознать, что осуществление любой антиармянской программы, продиктованной Турцией и Азербайджаном, в первую очередь направлено именно против нее. Также и сейчас, когда с ее разрешения и при ее содействии Турция и Азербайджан полномасштабно осуществляют блокаду РА, Грузия должна понять следующее: блокада РА, стимулированные этим пантуранские программы осуществятся только через труп Грузии;
2. Призываем Грузию, Турцию, Азербайджан и Россию прекратить проведение политики, направленной на переселение турок-месхетинцев. В противном случае как аналитический центр «Митк», так и ряд представителей общественно-политических организаций РА и Самцхе-Джавахка-Цалки поддержат массовые акции протеста, зарождающиеся среди армян региона. А это приведет к непредсказуемым и нежелательным последствиям как для региона, так и для Грузии.


http://www.mitq.org/?l=arm


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 7.4.2009, 17:17
Сообщение #16


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



«Не переселение, а возвращение».

ИЦ BAGIN представляет статью грузинской журналистки о проблеме возвращения турок-месхетинцев в Самцхе-Джавахк,
напечатанную в региональном аналитическом журнале Южный Кавказ (номер 2(34) Февраль, 2008г.).

Тамуна Учидзе, Ахалцха.

После августовских событий и появления в стране сотни тысяч новых беженцев на повестке дня вновь стоит вопрос о возвращении на родину месхов-мусульман. Срок подачи заявлений в консульства для получения статуса репатрианта продлен для них еще на шесть месяцев.

По закону «О репатриации лиц, насильственно переселенных из Грузинской ССР в 40-ых годы 20-го века правительством бывшего СССР», срок подачи документов, необходимых для получения статуса репатрианта, истекал 1 января 2009 г. Но 26 декабря парламент Грузии принял в третьем чтении закон, по которому консульства будут принимать заявления от месхов-мусульман до 1 июля.

Как заявил зампредседателя юридического комитета парламента Акакий Минашвили, процесс репатриации существенно тормозили события последних полутора лет – выборы (президентские, парламентские и в Верховный Совет Аджарии), а главное – августовские события.

«Мы благодарны грузинскому правительству за то, что оно продлило для нас срок действия закона», - говорит представитель неправительственной организации «Ватан» в Самцхе-Джавахке Айдин Ибрагимов. По его словам, несмотря на напряженную политическую ситуацию в Грузии, желания переселиться в нашу страну у месхов не убавилось. С момента вступления закона в силу в управление по репатриации поступило до 1700 заявлений, а в грузинских консульствах в Азербайджане их число достигло 15 тысяч. «Сколько заявлений поступило в консульства в России и в других странах, пока неизвестно. По истечении срока начнется рассмотрение каждого заявления и изучение условий для их удовлетворения», - говорит политолог Уча Блуашвили, многие годы работающий над проблемами месхов-мусульман. По его словам, не исключено, что поначалу месхи будут приезжать небольшими группами, и тогда у государства будет возможность понаблюдать за проблемами, возникающими в процессе их возвращения. К тому времени, как эти потоки возрастут, проблемы будут ликвидированы.

Председательница самцхе-джавахкской региональной ассоциации «Толерант» Цира Месхишвили считает, что число реально желающих переселиться в Грузии будет гораздо ниже общего количества поступающих заявлений, «тем более сейчас, когда к августовской агрессии России в стране добавился еще и экономический кризис». По ее словам, в социальном отношении большинство месхов-мусульман у нас бедствует: «Все репатрианты, проживающие в Грузии, бедствуют, у некоторых даже нет гражданства, поэтому на них даже не распространяются социальные программы. До них доходит эта информация, и они не пойдут на риск оставить детей голодными, пусть даже на родине».

Уча Блуашвили уточняет, что если раньше ожидалось прибытие до 80 тысяч месхов-мусульман, то после августовских событий ожидается до 25 тысяч.

С ними не согласен председатель ахалцихской районной организации Консервативной партии Олег Сандрошвили, собравший в селах, населенных коренными месхами, до 5000 подписей под требованием наложить вето на закон о репатриации: «Месхи-мусульмане – это такие люди, за которыми стоят большие деньги. Им помогают Евросоюз и другие фонды. Наоборот, как раз теперь-то желающих станет больше: они постараются приехать, чтоб за копейки скупить имущество бедствующего народа». Он считает, что трудная экономическая и политическая ситуация в нашей стране поможет репатриантам компактно селиться в почти полностью опустевших грузинских селах. «Это создаст стране еще больше проблем. А власти способны сейчас решать проблемы?! В процессе их возвращения государство обязано защищать права не только репатриантов, но и проживающих в Грузии граждан, а этого вряд ли стоит ожидать – тем более, сейчас».

Что конфликты не исключены, подтверждает и Уча Блуашвили. «Каждый этап притирки будет довольно болезненным. А самое большое неприятие вызовет то обстоятельство, что у многих переселенцев самосознание турецкое. К сожалению, это факт». Политолог считает, что теперь, когда страна потеряла две огромные территории, самой горячей точкой считается Самцхе-Джавахк, а именно сюда и хочет переселиться большинство месхов-мусульман, и государству придется приложить большие усилия, чтобы избежать эксцессов между местным населением и переселенцами.

Вот таких, как он выражается, «ссор» и опасается 67-летний житель села Мусхи (Ахалцихский муниципалитет) Владимир Окромелидзе. «Нужны нашему краю еще новые беспорядки? И кто потом о нас позаботится? В стране сколько угодно бездомных, пусть правительство сперва позаботится о том, чтоб обеспечить их жильем и решить их проблемы».

Политолог Паата Закареишвили считает, что проблема возвращения месхов-мусульман и проблема беженцев, число которых возросло в результате близорукой, авантюристической политики властей, никак друг с другом не связаны. По его словам, возвращение месхов – проблема более старая и ее решение больше зависит от нас, тогда как возвращение беженцев зависит не только от воли грузинского правительства. «Беженцы не смогут вернуться в свои дома, по меньшей мере, еще лет 10, и за это время мы могли бы ответить на не менее трудный вызов, выполнив свои обязательства по отношению к месхам. Это наша обязанность как государства, и нам пора уже соизволить стать таким государством. До тех пор, пока мы не возвратим этих людей, мы и государством не станем, и беженцев возвратить не сможем». По его словам, месхи-мусульмане – это потенциальные граждане нашей страны, так что мы должны сделать их интересы своими интересами. «Это должно быть не переселение, а возвращение. Выселение, переселение – это сталинские методы», - говорит Закареишвили.

Данный материал опубликован при поддержке Европейского Союза. Содержание публикации является предметом
ответственности Кавказского института мира, демократии и развития и не отражает точку зрения Европейского Союза.




--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арагорн
сообщение 7.4.2009, 22:39
Сообщение #17


Senior
**

Группа: User
Сообщений: 849
Регистрация: 21.2.2009
Из: Раша
Пользователь №: 1398



Если турки месхеты вернуца в Грузию то это натуральный пипец государству Грузия. suicide2.gif


--------------------
9 МАЯ день освобождения ШУШИ.

"У Армянина,кроме турка и выше турка,врага нет,и месть Армянина справедлива и божественна.:ШАГАН НАТАЛИ.









Go to the top of the page
 
+Quote Post
Qwinto
сообщение 8.4.2009, 8:29
Сообщение #18


Junior
*

Группа: User
Сообщений: 75
Регистрация: 12.3.2009
Из: Ростов папа
Пользователь №: 1530



Арко - очень интересные материалы, спасибо вам!!!


Махлуто - если турки-месхетинцы переселятся туда, Армении тоже достанется, и так в Грузии живут татары в Квемо-Картли, а если турок расселят в Джавахке то будет полная ж....а - кольцо сомкнется.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bigoss
сообщение 8.4.2009, 11:14
Сообщение #19


Senator
********

Группа: Moderator
Сообщений: 4131
Регистрация: 1.11.2007
Из: Ннги
Пользователь №: 3



Грузины сделаю большую глупость поселив турок-месхетинцев, это как "пустить козла в огород".
Пройдет 5-10 лет и эти турки объявят о присоеденении к Турции или о создании "Турецкой Республики Асыха", оттяпав у грузин под это дело как можно больше территории, допуская что не только грузинской, но и армянской.
Грузия не всостоянии будет противостоять этим планам, т.к. в противном случае её придется вступить в военный конфликт с Турцией, а грузин "кишка тонка... ", при таком раскладе уже всей Грузии придет капец...
О том какой ге-й при таком развитии событий может буть у Арменнии, писали выше.


--------------------
"Если мы потеряем Арцах, то закроем последнюю страницу истории Армении ! "
Монтэ Мелконян.
"Ни один миллиметр освобожденной армянской земли не может быть сдан врагу!" (с) генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Bigoss
сообщение 8.4.2009, 11:16
Сообщение #20


Senator
********

Группа: Moderator
Сообщений: 4131
Регистрация: 1.11.2007
Из: Ннги
Пользователь №: 3



У грузин-то никто и спрашивать не будет, их мнение никому не интересно, все решат за них.


--------------------
"Если мы потеряем Арцах, то закроем последнюю страницу истории Армении ! "
Монтэ Мелконян.
"Ни один миллиметр освобожденной армянской земли не может быть сдан врагу!" (с) генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц
Go to the top of the page
 
+Quote Post

4 страниц V   1 2 3 > » 
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 26.11.2014, 20:11
Геноцид армян Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more! Analitika.at.ua Общероссийская общественная организация «Союз армян России» КАРАБАХ88
- История Армении и Карабаха, пресса, комментарии Acher.ru - Армянский сайт для друзей Армянское интернет-сообщество Miasin.RU Website about Liberated Territory of Artsakh

free counters